15 июня 2009
2971

Депутаты и сенаторы категории G

В Госдуме назрел серьезный конфликт между партией власти и "Справедливой Россией". Единороссы решили навести порядок в финансах, но эсэры восприняли это как покушение на депутатские права. Они выступили против разработанного аппаратом ГД плана по введению ограничений на поездки депутатов по стране. И обещали, если к их мнению руководство нижней не прислушается, устроить громкий скандал. В ответ аппаратчики обвиняют парламентариев в растранжиривании средств: выяснилось, что охотно летающие по стране депутаты уже израсходовали в мае весь годовой бюджет на эти цели.

Напомним, что, как уже писала "НГ", в начале июня через думский комитет по регламенту прошел проект распоряжения председателя Госдумы Бориса Грызлова о новом порядке оформления командировок и отчета за них.

Большинством голосов от ЕР комитет поддержал документ. Предполагается, что в обычное время депутат не сможет выезжать в регионы более двух раз в месяц общей продолжительностью в 10 дней. И только на период избирательной кампании ему будет полагаться еще одна дополнительная поездка на пять дней. Главная причина появления такого порядка - острая нехватка денег в думском бюджете. Именно об этом на прошлой неделе сообщил на заседании фракции "Справедливая Россия" специально приглашенный на нее руководитель аппарата ГД Алексей Сигуткин. Стенограмма скандального заседания оказалась в распоряжении "НГ".

Аппаратчик заявил, что статью думского бюджета по затратам на авиаперевозки невозможно контролировать: неизвестно, сколько билетов и куда покупается депутатами. Сигуткин сообщил и другую удивительную вещь - претензии авиакомпаний на оплату не имеют временного ограничения. Оказывается, в этом году поступило требование оплатить один из депутатских перелетов 2006 года. Сигуткин нарисовал перед фракцией СР удручающую картину: в прошлом году расход на депутатские вояжи составил 400 млн. руб. при плане в 143, а в этом скорее всего превысит 200 млн. при плане в 135.

Однако в 2008-м, мстительно уточнил Сигуткин, были резервы, за счет которых удалось погасить дефицит, а сегодня таковых не предвидится. Правда, отметил оратор, статья по перелетам в смете ГД на 2009 год уменьшается. Эсэры моментально высказали крайнее удивление тем, что именно финансовая основа для общения депутатов с избирателями подвергается такому необоснованному сокращению.

Разговору оппозиционной фракции с руководителем аппарата Госдумы, назначенному большинством, это обстоятельство сразу же придало конфликтный характер. Зазвучали обвинения в неумении наладить работу и попытках через аппаратные хитрости затруднить деятельность политических соперников. Во время этого острого разговора выяснились удивительные вещи. Например, что авиакомпании продают депутатам фактически только билеты бизнес-класса категории G, отличающейся от остальных лишь условиями возврата. Таким образом, констатировал Сигуткин, Госдуме билет, скажем, в один конец до Иркутска обходится дороже на 28 тыс. руб. А все это из-за того, что авиакомпании хотят покрыть риски от возможного возврата этих билетов.

В пылу полемики Сигуткин проговорился: именно Федеральное собрание - Госдума и Совет Федерации - составляют чуть ли не главного в стране плательщика за билеты категории G, отдавая в год около 1 млрд. из тех 4 млрд., которые получают за них все авиакомпании, вместе взятые. Сигуткин признался, что попытки договориться с последними пока к успеху не привели. Чем, конечно, сразу же вызвал подозрения, что все это неспроста. Правда, депутат из СР Михаил Емельянов о возможной материальной заинтересованности думского аппарата сказал по другому поводу. Когда разговор свернул на постоянные закупки мебели - то для депутатских кабинетов, то для их же служебных квартир, Емельянов обвинил аппарат в стремлении покупать слишком дорогую мебель: "непонятно, на каких основаниях, и непонятно, с какими откатами". Сигуткин возмутился: он, дескать, никогда никаких откатов не брал, и предложил парламентариям писать в прокуратуру.

Однако депутаты из "Справедливой России" решили, что писать никуда не надо. А надо, чтобы Алексей Сигуткин пошел к Борису Грызлову и предупредил его: если распоряжение о командировках окажется официально подписанным председателем Госдумы, то это будет большой скандал. Об этом недвусмысленно заявил руководитель фракции СР Николай Левичев. По его словам, бюджетные сокращения перестают быть таковыми, когда они воспринимаются "как посягательство на конституционные права депутатов".

Левичев четко указал, что именно так эсэры все попытки секвестра и рассматривают. А особый акцент он сделал на признании самого же Сигуткина, что как минимум половина депутатов практически вообще в регионы не летает, а еще четверть тратит на это небольшие деньги. "То есть в этом смысле, может быть, интересы части депутатов расходятся с интересами тех, кто собирается добросовестно выполнять свои конституционные обязанности", - прозрачно намекнул Левичев на желание "Единой России" умерить активность оппозиционной партии. И это неудивительно, ведь руководитель аппарата сам признался в том, что по поводу дополнительного сокращения думского бюджета на 15% руководством ГД было принято "политическое решение".

Стоит отметить, впрочем, что, по данным "НГ", часто поездки в регионы совершаются вовсе не для встреч с избирателями. То есть такие, конечно, проходят, но есть и другие - с коллегами по бизнесу или просто друзьями и родными на выходные. При этом депутат выезжает не один, а с целой группой помощников и референтов. А между тем, по признанию того же Сигуткина, в Совете Федерации "авиационные" деньги на одного сенатора составляют 907 тыс. в год. Депутат же ГД может рассчитывать лишь на 316 тыс. Правда, и верхняя, и нижняя палаты постоянно уходят в дефицит. Который, объяснил Сигуткин, может довести до того, что авиакомпании просто откажутся выдавать парламентариям билеты. Ведь, например, в мае этого года, по данным источников "НГ" в аппарате, запланированные на весь год деньги формально уже закончились.

15.06.2009
Иван Родин
www.ng.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован