15 февраля 2008
1703

Детки в Сетке: сверим баяны

В начале месяца РОЦИТ провел конференцию о безопасности Рунета, после чего у нас случилась пачка публикаций про детские сайты. Но я решил, что подведение итогов будет хромать, если мы остановимся на одном месяце или даже на одном году событий по теме. Тем более, что среди моих колонок 2001 года для журнала "Парадокс" была одна такая, где все происходящее описано за 7 лет до нынешних событий. Но есть и несовпадения - на них и поглядим. Итак, 2001 год:

"На днях приятели-журналисты позвали на очередную конференцию по интернет-образованию - "потусоваться на фуршете". А чего там еще делать? Все те же имена и марки - Матвиенко, Немцов, Microsoft, ЮКОС... Все те же однобокие разговоры о пользе федеральных программ по обынтернечиванию детей. Ведь индустрия должна получить свои государственные заказы, а политики - сделать себе имидж "шагающих в ногу с прогрессом""

Политиков в этот раз не было - это понятно, они всегда отдыхают после выборов. Microsoft же, наоборот, был во всей своей агрессивной красе.

Что касается ЮКОСА, после разгрома компании спонсируемая ею "Федерация интернет-образования" тоже сникла. Хотя у них остались какие-то курсы по интернет-технологиям - но для взрослых.

"...Поэтому на подобных конференциях никогда не расскажут, как 70 исследователей из 25 западных университетов в ходе трехлетнего исследования Virtual Society? Research Programme выявили, что Сеть гораздо больше отвлекает школьников, чем обучает. Не скажут и о том, что 80 процентов американских старшеклассников используют Интернет для обыкновенного плагиата - а в России это воровство еще и рекламируется про центральному ТВ (в рекламном ролике "России-Он-Лайн" глуповатая, но счастливая девушка сообщает: "Мы скачиваем рефераты!").

Пропагандисты интернет-образования будут молчать и о том, что американский Alliance for Childhood требует "немедленного моратория на распространение компьютеров в начальных школах", так как компьютеры приводят детей к стрессам, эмоциональному дисбалансу и ранним проблемам со зрением. А в британском графстве Чешир в этом году отказались от плана интернетизации школьников из-за проблем с безопасностью: ведь в Сети достаточно людей, способных воспользоваться детской доверчивостью. Но обо всем этом у нас заговорят только года через три - причем скорее всего те же самые люди, кто сегодня раздувает прелести подключения к Сети. Они просто перепишут свои бизнес-планы с учетом "обратного движения маятника" и будут продавать порно-фильтры и прочие защитные амулеты".

Про три года я погорячился. Не знал еще, что семилетний цикл - это святое. Через семь лет, на этой самой "неделе безопасности", они заговорили. И все-таки прозвучал вопрос, почему в России нет таких исследований.

Правда, выступающие ошибочно надеялись, что исследования будет делать государство. Не смешите меня. Министр Фурсенко уже насмешил со своим школьным порталом. Там вообще ничего не надо было исследовать, а хотя бы пару кликов сделать собственными руками. Не сделал. Перепутал Интернет с молчаливым бумажным учебником. Теперь отмазывается, бедняга.

Нас просят более конструктивных предложений? Пожалуйста: школьный портал закрывать не надо. Опыт показывает, что проекты, начавшиеся в Рунете со скандала, зачастую неплохо развиваются. А вот Министерство образования можно разогнать в полном составе. Что, нельзя без такого министерства? Тогда надо устроить дежурство, как в школе. Чтобы все остальные министры по очереди, по месяцу, работали министром образования. Месяц Греф вытирает пыль, другой месяц Рейман подметает класс. А первым может подежурить по школе сам Медведев. Аккурат перед своими президентскими выборами, красивый ход будет.

Хотя исследований влияния Интернета на детей это все равно не даст. И в моей колонке 2001 года есть прокол: там не написано, почему такие исследования есть на Западе. Это стало особенно понятно на нынешней конференции - когда я слушал, как выступают представительница РГДБ и руководительница одной из школ. Скромно так выступают, пришибленно. Столь же грустно прозвучало выступление на "Вебпланете" Екатерины Алексеевой из альманаха "Вопросы информатизации образования" - о том, почему никто не пишет про ИКТ-образование.

Причина всей этой грусти - в России образование не является уважаемым бизнесом. А на Западе это вполне серьезный бизнес, который может лоббировать свои интересы. В частности, проводить широкие исследования и открыто ругать Интернет, если он не решает задач образования. Подчеркиваю - не отдельного "IT-курса", а образования вообще. С долгосрочным эффектом.

В этом, кстати, и объяснение истории "Федерации интернет-образования". У них осталось только взрослое IT-образование как самый понятный бизнес. Компы и Интернет уже тут, Гейтс уже стучится в дверь - а наши ничего не умеют, кадровый голод налицо. На этом стыке можно зарабатывать. А то, что касалось базисного образования, включая молодежный журнал "Факел" - они прикрыли. Нет бизнеса.

"А можно ли обойтись без маятника? Не ждать, когда слоны побегут в обратную сторону? Наверное можно, если вспомнить, какими словами представитель кремлевской администрации Алексей Волин довел до общественности требование президента создать сайты всех министерств к концу года. "Ситуация, при которой московские проститутки имеют свои сайты, а федеральные министры - не имеют, кажется несколько странной", заявил Волин. А странного-то ничего нет! Ведь для чиновника Интернет - это лишняя непонятная обязаловка "сверху", где правительство договорилось о чем-то своем с гигантами индустрии. А для проститутки сайт - это очевидная польза для ее малого бизнеса, об эффективности которого она сама заботится. Замените теперь "проституцию" на какой-то другой "малый бизнес" - вот вам и формула интернет-образования "снизу". Это может быть местный завод, который даст школе компьютеры, чтобы получить для себя умных выпускников. Или бизнесмен, который днем отдает компьютерный класс школьникам, а вечером там работает платный клуб компьютерных игр, как это сделано в Твери".

Когда я писал это в 2001-м, я еще сомневался - не слишком ли сильна метафора с проститутками? Но если посмотреть, какой бизнес первым пришел "помогать школьникам", вышло не так уж далеко от истины. Первыми пришли люди, предлагающие подсматривать за деньги.

Зато, если говорить об образовательных сайтах, то примеров "силы малых" уже достаточно. В 2005 году правительство Москвы задумало открыть свой детский портал. Летом 2007-го, освоив 40 миллионов рублей, они наконец выкитали нечто подобное на сайте deti.mos.ru. В комментариях к этой новости наши читатели тут же отметили, что существует более содержательный портал Солнышко, который делается энтузиастами.

Другая такая пара представлена в нашем репортаже о конференции: мы неслучайно поставили рядом истории про государственный Portalschool.ru и частный Tirnet.ru. Второй делается группой питерских бизнесменов, с тщательным отбором сайтов экспертами - в общем, медленно и надежно. В отличие от первого.

Кстати, выступление Паши Фролова с "Тырнетом" напомнило еще один интересный тренд - известные деятели Рунета, взрослея и заводя собственных детей, начинают делать сайты, связанные с детьми. Тут и deti-deti.ru Волошина, и pomogi.org Носика, и juja.ru Преображенского, и osd.ru Садова. Автор этих строк, в свою очередь, приложился к созданию mamasms.ru. Как можно заметить, во всех случаях нет никакой тяги к обобщенной портализации - вместо этого выбирается одна конкретная потребность, и под нее делается полезный сервис.

Впрочем, я не хочу закреплять стереотип "большие - плохие". Школьный проект "Летописи" от Intel вполне может стать контр-примером - делается неспеша, энтузиастов много. И в выборе партнера между Portalschool.ru и Tirnet.ru они всего отдадут предпочтение второму (у них уже есть общие проекты).

"Кстати, а как насчет родителей? Ну да, мне скажут: не всякий родитель может купить своему чаду современный компьютер, даже еще Windows XP к нему. А и не надо! Разве для того, чтобы научиться водить машину, нужен обязательно "мерседес 600"? А вот с приобретением дешевых школьных компьютеров и государство могло бы помочь - но именно родителям, а не сомнительным бюрократическим институтам".

Тут у меня серьезная ошибка в прогнозе. Футурология про автомобили мне никогда не удавалась. Ну не люблю я эти инвалидные коляски! Написал про "шестисотый мерс" в 2001 году просто от балды. Извините, не угадал, какие тачки будут в моде у чиновников через 7 лет. "Пусть они привыкают в школе ездить на условной Audi-8", - заявил в прошлом году Максут Шадаев из Мининформсвязи. Впрочем, я до сих пор не вижу принципиальной разницы между этими двумя гробами на колесах.

Вернусь однако к родителям. Вообще-то именно они, а не бизнес и не государство, должны заниматься образованием своих детей. А если не занимаются - то именно на их совести лежит та отмазка, которую сейчас лепят корпорации, зомбирующие детей. Отмазка многократно звучала на конференции РОЦИТа: "Дети уже приходят в школу с компьютерами и Интернетом, родители сами дают детям все это, чтобы не заниматься ими".

Это верно. Более того, истории о полуторагодовалых детях, которые еще не умеют говорить, но уже умеют включать компьютер, я слышу уже десять лет. Недавно тем же отличился Норвежский Лесной. Причем родители зачастую рассказывают об этих "достижениях" с какой-то собой гордостью - хотя включить современный компьютер гораздо проще, чем запустить деревянный волчок или вырезать кружок из бумаги.

Что тут сказать? Мне жаль этих детей. Но равняться на них я не собираюсь. Моему сейчас три с половиной - и я надеюсь, компьютер ему не понадобится еще лет пять как минимум. Хотя, как и в случае с Лего, я ничего ему не запрещаю. Просто у моего пацана есть куча игр поинтересней. И в полтора года так было, и сейчас. Вот я дописываю эту колонку, а он подходит ко мне и говорит: "Да брось ты свой дурацкий компьютер, пойдем чего-нибудь нормальное поделаем!". И мы идем.

С чего я взял, что наши с ним игры лучше, чем флешовые головоломки на сайтах? Да просто я еще помню свое детство. Там тоже все это было - и дурацкие горизонтальные моды (вроде собирания заграничных фантиков), и прагматичные вертикальные набросы от родителей (вроде радиоэлектроники). Но радость детства была в другом.



Леха Андреев

15.02.2008

webplanet.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован