07 ноября 2007
2740

Михаил Москвин-Тарханов: Правительственный центр изменится по плану, но план можно изменить.

Мы открываем новую рубрику, посвященную выступлению столичных народных избранников на вторничных заседаниях московского правительства. Каждый раз при обсуждении выносимых на правительство важнейших проблем организации городской жизни "профильные" депутаты МГД неизменно берут слово. Они могут поддерживать основного докладчика, оппонировать ему, но обязательно прозвучат их предложения, рекомендации, просто пожелания, зачастую рожденные тесным общением депутатов со своими избирателями. Поэтому мы и решили прямо после правительственных заседаний получить комментарий у представителей столичной законодательной власти. Брать их решили "тепленькими", пока они еще не остыли от пыла развернувшегося обсуждения. Итак, мы начинаем...

Концепцию развития Центрального административного округа на 2008-2012 годы на заседании правительства Москвы одобрили и приняли. Благодаря огромной аналитической и обобщающей работе, проведенной в округе, выяснилось, что сегодня жители центра столицы обеспокоены проблемами транспорта и экологии, качеством жизни населения и отношением к памятникам истории и культуры. Эти направления и легли в основу плана "первой пятилетки" ЦАО.

Но председатель комиссии Мосгордумы по перспективному развитию и градостроительству Михаил Москвин-Тарханов, поддержав в своем выступлении Концепцию в целом, все же нашел в ней и слабые места.

- Михаил Иванович, почему именно Центральному округу Москвы понадобилось первому обсудить идеологию своего дальнейшего развития?

- Центральный округ является для Москвы тем же, чем Москва - для России. В ЦАО реализуется множество задач федерального и национального уровня, которые входят в понятие "столичные функции". Не удивительно, что именно ЦАО впервые решает сложные задачи развития округа путем комплексного программного подхода.

Кроме того, Центральный округ - совершенно особое место в Москве: это исторический город на момент принятия Генерального плана 1935 года. Также округ отличается от других округов по многим показателям. Так, в ЦАО наблюдается особая демографическая ситуация: 700 тысяч постоянно проживающих людей, 2 млн работающих, свыше 2 млн приезжающих в центр за покупками, для ведения бизнеса, туристов, транзитных проезжих, командировочных, просителей, жалобщиков и бездомных.

Именно здесь расположены федеральные органы власти, московское правительство и Мосгордума, дипломатические представительства, общественная палата, штаб-квартиры политических партий и общественных организаций, сотни действующих православных приходов, другие религиозные организации. В ЦАО находится более половины памятников истории и культуры города, театры, музеи, гостиницы, рестораны, многие посещаемые туристические объекты, дневные и ночные места развлечений и досуга.

При этом в центре столицы кипит деловая и финансовая жизнь, здесь находятся головные офисы предприятий, различные высокодоходные заведения. Так что поступления от округа составляют более трети от всех доходов городского бюджета. В ЦАО особые категории жителей, социальные и политические предпочтения которых, требовательность и формы активности носят специфический характер, отличающийся от других округов Москвы. Здесь находятся многие активные территориальные общины, действуют объединения граждан, предъявляющие порой повышенные требования властям округа и города.

В центре существуют проблемы с реконструкцией, ремонтом и строительством объектов недвижимости, высокие цены на нее, постоянное стремление инвесторов вкладывать деньги, что приводит к высокой строительной активности в плотной, исторически сложившейся городской среде. Ну и, конечно, в Центре особые проблемы с экологией и транспортом. Мало зелени и много машин.

-И как вы предполагаете решать такие острые и сложные вопросы?

- За 17 лет моей работы в представительских органах власти структура проблем ЦАО изменилась: от выживания в деградирующей среде начала 1990-х годов до активного развития в последние годы. Но при этом требования граждан к качеству жизни и комфорту городской среды в центре, к обеспечению их прав и интересов возросли многократно.

Еще недавно очень острой была проблема с торговлей продовольственными товарами, но, благодаря работе префектуры, открываются магазины шаговой доступности, и недовольство затихает. Была острая проблема с отселением жителей из ЦАО при реконструкции домов. Люди не хотели уезжать из центра в другие районы. Благодаря усилиям правительства Москвы, Московской городской думы и префектуры ЦАО этот вопрос (впервые за всю послевоенную историю Москвы) тоже решен: те, кто живет в центре, остаются в своем округе, а их дома реконструируются. В ходе урегулирования конфликтов при строительстве были выработаны новые перспективные подходы взаимодействия власти с гражданами. В том числе путем интенсивной аналитической, организационной и социальной работы префектуры округа.

Обеспечивается безопасность домов, дворов, подъездов в Центральномокруге, что отвечает требованиям людей.

Префектура ЦАО также серьезно занимается решением проблем с детскими садами, благоустройством дворов, следит за состоянием очень сложного жилищного фонда, в трудных условиях ведет реконструкцию старого города.

- Тогда в чем отличие Концепции развития ЦАО от городских целевых программ?

- Центральный округ продолжает оставаться узлом проблем, большая часть которых свойственна всей Москве, но здесь они стоят особенно остро. Сегодня существует много различных структурных и функциональных среднесрочных и краткосрочных городских и окружных программ. Они достаточно успешно реализуются префектурой и правительством Москвы. Например, особую роль для округа играет реализация мега-проекта "Москва-СИТИ", по сути нового центра столицы, который призван разгрузить исторический центр от деловой и торговой активности. Однако встала острая необходимость перейти на новый уровень системного, комплексного, программного преобразования центра Москвы, как в структурном, так в функциональном и управленческом аспектах. В документе, представленном на рассмотрение правительства Москвы, предлагается новый комплексный подход к реализации приоритетных направлений развития ЦАО в режиме среднесрочного планирования. Эти направления - новая транспортная стратегия, экологическое оздоровление, сохранение исторического наследия, экономическое развитие, самоуправление и, что особенно важно, улучшение качества жизни людей.

Комфортность проживания, доступ к рабочим местам, культурным ценностям и общественным благам, безопасность и здоровье - эти основополагающие ценности, относящиеся к гарантиям прав и свобод человека - вот главная линия, которая пронизывает Концепцию развития Центрального административного округа на 2008-2010 годы.

Разумеется, Концепция корреспондируется и с задачами Генерального плана Москвы и с Концепцией стратегического развития города. Но при этом особый упор в ней делается не на абстрактно понимаемые ценности экономики, инфраструктуры, управления, а на то, что все это - для человека, горожанина, любого гостя столицы. Удобный, комфортный, красивый, чистый, устойчиво развивающийся центр столицы - вот главная идея этой Концепции. Не человек для города, а город для человека!

- Какие еще направления развития Центрального округа вы считаете наиболее важными?

- Хочу отметить, что в целом разделы концепции очень хорошо продуманы. Особенно те, которые касаются моей профессиональной работы в Мосгордуме - вопросы сохранения и использования исторического и культурного наследия и градостроительного развития. Но отдавая должное большой системной работе, проведенной префектурой ЦАО, мне хотелось бы расставить еще дополнительные акценты.

Прежде всего в Центральном округе проживает более 80 тысяч инвалидов, из которых около 11 тысяч находятся в особо сложном положении. Это лежачие, психосоматические больные, умственно отсталые взрослые люди и многие другие. Те, которые, как заметил префект Сергея Байдаков, не могут или им не для чего выходить из дома. О таких жителях порой просто забывают, а они и их семьи остро нуждаются в поддержке. Социальная помощь должна прийти к ним в дом в опережающем режиме. При этом у них должны появиться возможности и цели для выхода из дома. Речь идет даже не о безбарьерной городской среде, с которой в ЦАО пока дело обстоит довольно сложно. Речь о новой организации социальных служб, управления, инфраструктуры и функционального наполнения. В округе существует много наработок по реорганизации социальной помощи людям, и я полагаю, что в одном из разделов концепции это должно быть серьезно и комплексно отражено.

Это относится и к другим группам риска или слабо защищенным группам людей, проживающих в ЦАО. Или тем, кто по каким-то причинам оказался на территории ЦАО: бездомным, иностранным рабочим.

Новые подходы предполагают не только перестройку деятельности социальных служб, но и широкое частногосударственное, государственно-общественное партнерство, направленное на защиту законных интересов, прав и свобод граждан, которые нуждаются в помощи и поддержке. К социальной работе необходимо привлекать общественные организации, добровольцев и волонтеров, частных предпринимателей, предприятия и организации, в том числе религиозные, расположенные в ЦАО. Религия отделена от государства, но не от общества, и мы должны использовать потенциал религиозных организаций в этой работе. Сотни православных приходов, организации католиков, протестантов, мусульман и иудеев могли бы стать партнерами властей в социальной работе. Церковные приходы РПЦ могли бы заключить договоры с государственными учреждениями социальной помощи и интегрировать усилия в помощи людям.

Развитие частной благотворительной деятельности в партнерстве с государством - перспективный путь, который тоже должен быть закреплен в Концепции.

Ирина Николаева
Вечерняя Москва, 7 ноября 2007 г.
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован