Эксклюзив
14 ноября 2011
14103

Наталья Лайдинен: Мастер в доме поэта

В последнее время Борис Асафович Мессерер выступает в Москве не слишком часто. Тем радостнее было узнать, что в доме-музее Марины Ивановны Цветаевой состоится встреча с этим замечательным мастером. Во многом поблагодарить за это прекрасное событие нужно В.Б.Ханукаева, коллекционера, Президента Фонда Гаянэ Хачатурян, и Э.С.Красовскую, директора Московского культурного центра "Дом-музей М.И.Цветаевой".

Встреча получилась очень теплой и душевной во многом потому, что собрала близких друзей Б.А.Мессерера, Б.А.Ахмадулиной и всех тех, кто неравнодушен к прекрасному - в слове и в живописном образе.

- Я не знаю, почему я так откровенен сегодня... - сказал Борис Асафович, вспоминая разные эпизоды жизни.

Порой бывает сложно связать нити разных судеб и человеческих историй. На творческом вечере Мессереру это удалось. Вместе с художником мы прошли по галерее его памяти, встретившись с дорогими и близкими для него людьми.
Находясь в уютном доме Поэта, Борис Асафович рассказал о том, как глубоко повлияло на Беллу Ахмадулину творчество Марины Цветаевой. Ахмадулина очень высоко ценила ее поэзию, предельно эмоционально ее переживала. Мессерер и Ахмадулина бывали в цветаевском доме еще в те далекие времена, когда о творчестве Цветаевой опасались говорить вслух. С некоторой ностальгией вспомнил художник о том, что бывал в этом доме в Борисоглебском переулке, когда здание было жилым, не отреставрированным, а на стенах висели куски выцветших обоев и обрывки проводов...

Борис Асафович и Белла Ахатовна хорошо знали Надежду Катаеву-Лыткину, подвижницу, которая сделала все возможное, чтобы в центре Москвы был сохранен замечательный цветаевский особняк. Когда-то она получила комнату в этом доме, а потом отказалась выезжать из него, несмотря на то, что здание находилось в аварийном состоянии. Она организовала общественное движение за спасение памятника и сумела его отстоять. До последних дней жизни она трудилась в доме-музее научным руководителем.

- Надежде нужно поставить памятник во дворе дома-музея! - сказал Мессерер, вспоминая о том, как много пришлось пройти этой женщине, чтобы спасти бесценную часть памяти о семье Цветаевых.

Ахмадулина неоднократно обращалась в своих стихотворениях к образу Марины Цветаевой.

Четверть века, Марина, тому,
как Елабуга ластится раем
к отдохнувшему лбу твоему,
но и рай ему мал и неравен.
Неужели к всеведенью мук,
что тебе удалось как удача,
я добавлю бесформенный звук
дважды мною пропетого плача.
Две бессмыслицы - мертв и мертва,
две пустынности, два ударенья -
царскосельских садов дерева,
переделкинских рощиц деревья.
И усильем двух этих кончин
так исчерпана будущность слова.
Не осталось ни уст, ни причин,
чтобы нам затевать его снова.
Впрочем, в этой утрате суда
есть свобода и есть безмятежность:
перед кем пламенеть от стыда,
оскорбляя страниц белоснежность?
Как любила! Возможно ли злей?
Без прощения, без обещанья
имена их любовью твоей
были сосланы в даль обожанья.
Среди всех твоих бед и - плетей
только два тебе есть утешенья:
что не знала двух этих смертей
и воспела два этих рожденья.

Незримая связь двух женщин-поэтов со звенящей струной гениальности в душе была очень тесной, почти мистической. Борис Асафович рассказал историю о том, как к Белле Ахатовне чудом попала маленькая книжечка с королевскими лилиями на обложке, найденная в кармане передника у Марины Цветаевой после ее смерти. "Маринины штучки" - сказала тогда Анастасия Цветаева в телефонном разговоре взволнованной Ахмадулиной. Побывав у Беллы Ахатовны и проделав сложный путь, книжечка, помнящая руки двух великих женщин-поэтов, оказалась в музее в Елабуге и периодически выставляется в Москве.

В жизни с Беллой было много чудесных событий и много трудностей. Борис Асафович рассказал историю о том, что однажды они с Ахмадулиной поссорились и в плохом настроении пришли в ресторан.

- Белла совершенно не умела гулять по паркам, - рассказал он. - А мне этого не хватало. Идти в ресторан с утра мне не хотелось. Но Белла настаивала. Наш любимый ресторан в Доме Кино оказался закрыт, мы пошли в ресторан "Кабанчик", где нам принесли много вкуснейших грузинских закусок. Я своей волей решил, что пить мы не будем. Мы почти не прикоснулись к еде, настроение было плохое. Белла злилась. Она в тот день удивительно красиво выглядела, на ней была широкополая огромная соломенная шляпа. Ей вообще очень шли шляпы. И вот она закурила, шляпа вспыхнула, пламя взметнулось метра на три с половиной, к потолку. Я вскочил, схватил шляпу, бросил на пол, стал топтать ногами. Белла не пошевелилась даже, ни один мускул на лице не дрогнул...

В искренней беседе со слушателями Мессерер поделился впечатлением от картин Гаянэ Хачатурян, с ее творчеством он знаком очень давно. Для него в картинах Гаянэ оживает загадочный, таинственный мир необыкновенных фантазий художницы.
А еще Мессерер вспомнил о том, как однажды они с Беллой Ахмадулиной навещали больного Булата Окуджаву в больнице и принесли ему розу в бутылке из под пива, потому, что больше ему после сердечного приступа ничего принести было нельзя.

В склянке темного стекла
из-под импортного пива
роза красная цвела
гордо и неторопливо...

Так для Булата Шалвовича благодаря друзьям ожил образ из его песни.
В настоящее время Борис Асафович начал работу над воспоминаниями. По его признаниям, она дается очень нелегко и будет длительной. Еще он приступил к публикации переписки, которую они с Белой Ахмадулиной вели с выдающимися представителями своего времени. В N 10 журнала "Октябрь" можно прочитать переписку Беллы Ахмадулиной и Бориса Мессерера с Василием и Майей Аксеновыми, которая датируется 1980-1995 г.г.

Мессерер сегодня не только творец, художник, чьи работы не оставляют нас равнодушными, но и человек, способный связать воедино нити самых разных историй и обстоятельств, живой источник вдохновения, питавшего людей его поколения в шестидесятые, кладезь памятных историй и наблюдений. Общение с ним заряжает позитивом, настраивает на творческий поиск и осмысление нашего культурного наследия.

Сил Вам и здоровья, Борис Асафович, чтобы Вы обязательно поделились с нами яркими моментами Вашей жизни, воспоминаниями о талантливых современниках, имена которых сегодня уже кажутся легендарными.

viperson.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован