10 апреля 2014
1911

Современные органы местного самоуправления учитывают опыт земств

Сегодня, 10 апреля, состоялась Всероссийская научная конференция "Российское земство XIX - начала ХХ веков и местное самоуправление сегодня".

Открывая мероприятие, Председатель Государственной Думы Сергей Нарышкин напомнил, что в этом году отмечается 150-летие земской реформы.

Подчеркивая важность темы, глава нижней палаты отметил: "На местном уровне проявляется наиболее остро весь круг проблем, который волнует наших граждан. Я уже не говорю о том, насколько глубоко земский опыт повлиял на развитие нашей политической системы, становление парламентаризма, гражданского общества России.

Учреждение земств в 1864 году стало одним из важнейших элементов великих реформ Александра II, наряду с судебной реформой и отменой крепостного права. По сути, впервые была открыта дорога общественной активности и самоуправлению. Уже через три года после отмены крепостного права у людей разной сословной принадлежности появилась возможность влиять и непосредственно участвовать в решении вопросов местной жизни.

Земские учреждения вводились тогда не во всех губерниях. И всё же жители многих регионов смогли избирать и быть избранными, публично обсуждать и решать не только вопросы благоустройства, но и территориального, и социального развития, рассматривать местный бюджет.

Ещё один важный момент. Именно в земствах начала впервые формироваться отечественная парламентская культура. Самого парламента России пришлось ждать ещё полвека: первая Дума начала работать в 1906 году. Но мог ли российский парламент вообще появиться, и каким бы стал - если бы страна не прошла школу земства? Об этом размышляли, кстати, уже современники реформы. Историк и правовед Константин Кавелин подчеркивал: "От успеха земских учреждений зависит вся наша ближайшая будущность, и от того, как они пойдут, будет зависеть, готовы ли мы к конституции и скоро ли ее получим".

Напомню также, что в Государственных Думах царской России - около половины депутатов вышли из уездных и губернских земских собраний. И многие из них - по праву гордились своим "земским происхождением". Думские "октябристы", например, утверждали, что они перенесли в стены Таврического дворца деловой настрой местного самоуправления. Один из таких представителей, депутат Третьей и Четвертой Думы Евграф Ковалевский как-то заметил: "Если Государственная Дума является вместе с тем "земской" Думой, то это - лишь естественное развитие от частного к общему, переход от местного хозяйства к государственному".

После земской реформы многие инициативные люди получили простор для самореализации. Появились такие культурные феномены, как земская школа, земская медицина, земская статистика. Приведу только один пример. До сих пор во многих наших регионах построенные земствами здания школ и больниц используются по их прямому назначению. Историки совершенно справедливо замечают: российская интеллигенция получила возможность служить народу и своим служением создала условия для экономического рывка в России конца XIX - начала ХХ века.

Ведь задачи земства, учитывая хотя бы саму широту российских просторов, были, по сути, беспрецедентными для Европы и мира. Характерно и то, что после введения земств центрами разного рода инноваций стали не только столичные, но и достаточно отдалённые "зе?мские" губернии. И всё это стало возможным вовсе не в условиях финансового и кадрового изобилия.

Земства сыграли свою значимую роль и в обеспечении обороноспособности страны. Это проявилось и в годы Первой мировой войны. Об этом следует помнить всегда, особоенно в этот год - год столетия её начала. Опыт военных лет - особая страница, которая лишний раз подтверждает, что земское самоуправление, разрушенное революцией, отнюдь не исчерпало себя.

Опыт формирования и развития отечественной системы местного самоуправления мы должны оценивать с точки зрения потребностей сегодняшних. Символично, что в день 20-летия всенародного принятия Конституции и первых выборов современного парламента слова о земстве прозвучали в Послании Президента. И в качестве важнейшей задачи глава государства обозначил развитие правовой базы местного самоуправления. Он, в частности, сказал, что "развитие сильной, независимой, финансово состоятельной власти на местах мы должны начать и в основном законодательно обеспечить уже в 2014 году"

Такую задачу нам с вами предстоит решить. Современной России жизненно важно иметь дееспособную, близкую к людям и имеющую все необходимые ресурсы местную власть. Это необходимо для того, чтобы каждая российская местность стала привлекательной как для жизни, так и для работы наших граждан".

Первый заместитель руководителя фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ", председатель Всероссийского совета местного самоуправления Вячеслав Тимченко отметил, что земство "имеет огромное значение для развития всего государства".

"Если посмотреть на историю нашей страны, местное самоуправление всегда играло существенную роль в установлении государства, укреплении боеспособности, мощи, создания условий для комфортного проживания и работы жителей, - сказал в своем докладе депутат. - Бесспорно, в разные периоды роль местного самоуправления корректировалась и была не всегда столь существенна (я имею в виду, прежде всего. прошлые столетия, когда местное самоуправление практически формально существовало, а реально не реализовывалось).

С принятием в 1993-м году новой Конституции местное самоуправление стало подлинно народной властью. Именно самостоятельность, именно управление населением в своих интересах и под свою ответственность - это и есть основные принципы местного самоуправления, которое является преемником российского земства.

Да, безусловно, сегодня проблем в нашем местном самоуправлении так же много, как это и было несколько столетий назад. Те же проблемы, касающиеся финансов, те же проблемы, касающиеся кадров. Может, они иной природы, но по сути дела это тоже сегодня является основной заботой, основным предметом для деятельности законодателей, для деятельности местной власти. Неслучайно в Послании Президента Федеральному Собранию развитию местного самоуправления уделялось одно из центральных мест.

Сегодня мы все - и законодатели различных уровней, и эксперты, и общество - должны принять необходимые меры для того, чтобы местное самоуправление успешно развивалось, успешно функционировало и свою суть полностью реализовало.

В соответствии с поручением Президента Российской Федерации Всероссийский совет по местному самоуправлению с Конгрессом муниципальных образований и Союзом российских городов создал рабочую группу по изучению проблем, по сбору предложений от муниципалитетов, депутатов, простых граждан, экспертов с точки зрения того, что нужно сделать (прежде всего на законодательном уровне), чтобы местное самоуправление получило новый импульс.

Абсолютно верно сказал Владимир Владимирович Путин, что местное самоуправление должно быть самостоятельным, финансово обеспеченным и эффективным органом публичной власти. Предложения, которые на протяжении трёх-четырёх месяцев поступают в рабочую группу из Государственной Думы, можно разделить на три блока вопросов, требующих последовательного, незамедлительного решения.

Прежде всего, анализируя предложения, мы пришли к выводу, что первый блок - это институциональные возможности осуществления местного самоуправления. Все ли возможные формы реализации местного самоуправления сегодня законодательно прописаны и закреплены? Согласно Европейской хартии местного самоуправления, которую Россия подписала чуть более 15 лет назад, у нас осуществляется двухуровневая модель местного самоуправления. Таким образом, деление института местного самоуправления на два уровня: поселенческий и муниципально-районный - полностью вписывается в концепцию. А вот на уровне крупных городов, городских округов нет законодательной возможности, чтобы осуществлять местное самоуправление на двух уровнях.

Что такое городской округ? В соответствии с законодательством, с определением - это городское поселение с полномочиями муниципального района. То есть практически два в одном, что является смешением и неполной реализацией двухуровневой модели. Поэтому в законодательной инициативе, которая внесена в Государственную Думу, предлагается дать возможность там, где это целесообразно - с учётом исторических традиций и географического положения, с учётом мнения населения - создать двухуровневую модель в рамках городских округов.

Пожалуй, это только первая часть работы, которую предстоит нам сделать. Ведь устранив пробел в законодательстве с точки зрения институционального устройства местного самоуправления, мы должны перейти к следующим шагам: а все ли те полномочия, которые сегодня находятся на уровне местного самоуправления (поселенческом, районном, городском) соответствуют своей природе? И все ли те полномочия, которые сегодня переданы и сегодня находятся на уровне государственной, региональной и федеральной власти по своей природе соответствуют этому уровню нахождения. Системный анализ, который проводят сейчас эксперты, говорит, что, к сожалению, не всё соответствует.

Народное образование всегда было предметом земств. Мы считаем себя местным самоуправлением, правопреемником земств, поэтому считаем, что образование, прежде всего, должно находиться на местном уровне - там, где люди живут, там, где они получают образование. И здесь стоит пересмотреть суть этих полномочий, оценив природу полномочий того или иного уровня публичной власти, прежде всего, уровня местного самоуправления, мы должны приступить к следующему этапу: а за счёт каких средств, каких источников реализовывать эти полномочия? Что нужно сделать для того, чтобы власть была финансово самостоятельной, чтобы власть могла бы прогнозировать на долгий период те вопросы и программы, которые находятся в ее ведении? У нас сегодня не в полной мере используются те возможности, которые были ранее. И даже виды налогов, которые существовали раньше, пусть даже в советский период нашего развития, сегодня просто забыты.

Сегодня местным налогом практически является только один налог - земельный налог. Есть ещё два-три расщеплённых. А в СССР таких налогов было сорок. Вполне возможно, стоит рассмотреть возможность восстановления или каким-то образом преобразования этих предложений.

Эта системная работа потребует достаточно серьёзных усилий и продолжительного времени. Однако я уверен, что мы выполним Поручение Президента и сделаем законодательство Российской Федерации, которое регулирует вопросы местного самоуправления, достаточно полным и эффективным. Тем более что этому способствует созданный председателем Государственной Думы Сергеем Евгеньевичем Нарышкиным Совет по местному самоуправлению, который внимательно изучает все законодательные инициативы и концептуально поддерживает предложения муниципалов, экспертов в области местного самоуправления. Я уверен, что совместными усилиями мы поможем развитию местного самоуправления, и правопреемственность местного самоуправления как сегодняшнего российского земства будет доказана на практике".

Председатель Российского земского движения, член комитета ГД по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Елена Панина в своем выступлении отметила: "Сегодня мы видим достоинства и недостатки системы местного самоуправления в нашей стране. Назрела очевидная необходимость решить задачи, в первую очередь, в части усиления взаимодействия местных органов власти с местным сообществом, укрепления местного бюджета, создания стабильной налогово-материальной базы для укрепления местного самоуправления. Наша конференция, несомненно, внесёт свой вклад в эту работу".


10.04.2014

http://er-duma.ru/
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован