30 июня 2006
3083

В Мосгордуме обсудили противодействие дискриминации по расовой и этнической принадлежности..

29 июня на очередном совместном заседании комиссии Московской городской думы по межнациональным и межконфессиональным отношениям и Общественном экспертном совете при комиссии были рассмотрены предложения по совершенствованию городских целевых программ "Москва многонациональная: формирование гражданской солидарности, культуры мира и согласия (2005-2007 годы)" и "Московская городская миграционная программа на 2005-2007 годы". Кроме того, были обсуждены проекты городских законов "О межнациональных отношениях в городе Москве" и "О противодействии дискриминации по расовой и этнической принадлежности", разработанные столичным Комитетом межрегиональных связей и национальной политики.

Председатель комиссии Игорь Елеференко напомнил участникам заседания о том, что разработанный проект информационно-просветительской кампании по формированию здоровых межнациональных и межконфессиональных отношений, цель которого - средствами СМИ и Интернета распространять знания о традициях, привычках, религиозном укладе москвичей разных национальностей, активно пропагандировать толерантность в сфере межнациональных отношений, будет учтен в ходе совершенствования городских целевых программ. При этом необходимые изменения будут внесены в проект городского бюджета на следующий год.

Как сообщили корреспонденту REGIONS.RU в пресс-центре Мосгордумы, на заседании прозвучал ряд предложений по совершенствованию программ от членов Общественного экспертного совета: в частности, предлагается дополнить программу "Москва многонациональная" созданием документальных фильмов о борцах за права человека (например, о Мартине Лютере Кинге), о еврейских погромах в России в XIX - XX веках, о Холокосте, о геноциде армян в Турции; "Московскую миграционную программу" - положениями о бесплатном обучении мигрантов русскому языку с выдачей соответствующих свидетельств.

Затем участники заседания перешли к обсуждению законопроектов. Предметом регулирования будущего закона "О межнациональных отношениях в городе Москве" должны стать отношения между лицами различных национальностей, национальными общественными объединениями, находящимися на территории Москвы, и органами государственной власти столицы.

Как сказано в законопроекте, целью политики городских властей в сфере межнациональных отношений является обеспечение условий для полноправного социального и национально-культурного развития этнических обществ, формирование гражданской солидарности при сохранении и обеспечении условий этнокультурного развития москвичей.

В соответствии с проектом, уполномоченный орган правительства Москвы в области межнациональных отношений осуществляет разработку нормативно-правовых актов в соответствующей сфере, а также городских целевых программ по развитию здоровых межнациональных отношений; координирует деятельность территориальных органов исполнительной власти по созданию благоприятных условий адаптации и интеграции в общественную жизнь столицы представителей этнических групп из среды недавних мигрантов; содействует сохранению и поддержанию межконфессионального мира и согласия.

Законопроектом предполагается создание Московского городского реестра национальных общественных объединений. Национальные общественные объединения, включенные в Реестр, смогут участвовать в выполнении городского заказа, получать различные формы государственной поддержки в порядке, определенном городским законом "О взаимодействии органов государственной власти города Москвы с негосударственными некоммерческими организациями": речь идет о предоставлении грантов, льгот по уплате налогов и сборов, по арендной плате за землю, по оплате коммунальных услуг.

В ходе обсуждения законопроекта участниками заседания был высказан ряд замечаний. Заместитель председателя комиссии Антон Палеев обратил внимание на декларативность многих положений проекта, а также отсутствие единства его терминологии. Депутат Владимир Лакеев не согласен с тем, что можно регулировать отношения между "лицами различных национальностей" (здесь, по его мнению, речь может идти только о взаимоотношениях национальных общественных объединений и органами государственной власти столицы), а также с целесообразностью предоставления льгот национальным объединениям: в таком случае, что мешает создать русское национальное объединение и получать льготы только по этому признаку?

Что касается проекта закона "О противодействии дискриминации по расовой и этнической принадлежности", то в нем, в первую очередь, перечислены действия, которые могут квалифицироваться в качестве расовой и этнической дискриминации. К ним, в частности, относятся факты ограничения по расовой и этнической принадлежности прав на занятие той или иной деятельностью; прав на одинаковую оплату за одинаковые результаты труда; ограничение свобод в выборе профессии, вида, места, времени и условий работы или отдыха; пропаганда ограничения прав и свобод человека по расовой и этнической принадлежности.

Согласно законопроекту, органы государственной власти Москвы вправе определять основные направления деятельности по противодействию дискриминации; принимать меры к пресечению фактов дискриминации; проводить совместно с правоохранительными органами проверки соблюдения работодателями требований трудового законодательства о запрете ограничений по расовой и этнической принадлежности при найме и увольнении на работу; ввести в учебные программы школ преподавание курса основ межнационального общения и согласия.

За дискриминацию по расовой и этнической принадлежности предусмотрены предупреждение и штраф (на физических лиц - в размере от пяти до пятнадцати МРОТ; на юридических и должностных лиц - до тридцати). Взыскиваемые с виновных суммы, равные нанесенному ущербу, выраженному в стоимостной форме, предполагается передавать потерпевшему в соответствии с принятым в Москве порядком возмещения гражданам материального ущерба.

Этот законопроект также вызвал ряд замечаний. По мнению Антона Палеева, главным недостатком проекта является то, что его авторы вторгаются в сферу федерального законодательства. Владимир Лакеев отметил неясность ряда терминов - в частности, термина "скрытая дискриминация". Члены Общественного экспертного совета обратили внимание на отсутствие в перечне действий, которые могут квалифицироваться в качестве расовой и этнической дискриминации, дискриминацию по незнанию русского языка. С другой стороны, отмечалась наметившаяся в последнее время тенденция к принижению государственного языка России.

Подводя итоги заседания, Игорь Елеференко сказал, что все замечания будут переданы в Комитет межрегиональных связей и национальной политики: перед внесением в Московскую городскую думу законопроекты должны быть серьезно доработаны.

30.06.2006
www.regions.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован